Неисполнение решения суда приставом исполнителем

Ответственность за неисполнение решения суда физическим лицом – Юридические советы

Неисполнение решения суда приставом исполнителем

Как напрямую указано в пункте 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса России в последней редакции, судебные требования, вызовы, поручения и постановления обязательны к исполнению для находящихся в юрисдикции документа государственных структур, корпораций, компаний и простых граждан, вне зависимости от места расположения или регистрации. Пункт 3 той же статьи предусматривает административную или уголовную ответственность за неисполнение решения суда физическим лицом. Какое наказание грозит провинившемуся и кем определяется тяжесть проступка — в этой статье.

Что такое неисполнение судебного постановления?

Судебное решение — это определение суда любой инстанции, которое может быть в законном порядке обжаловано в течение определённого законодателем времени.

Если апелляции не последовало и решение формально вступило в силу, все его объекты должны в полном объёме и до истечения указанного в постановлении срока исполнить требования суда.

Отказ от исполнения судебного решения может быть:

  1. Пассивным. Гражданин просто игнорирует возникшие у него в отношении государства или третьего лица обязанности (например, не выплачивает штраф или отказывается перечислять алименты);
  2. Активным. Частное лицо предпринимает действия, направленные на предотвращение осуществления правосудия (к примеру, начальник отдела кадров не позволяет сотрудникам издать приказ о компенсации работнику понесённых расходов).

В соответствии со статьями 210 и 211 упомянутого документа решение суда подлежит безоговорочному исполнению:

  • по истечении срока, отведённого на обжалования и подготовку к осуществлению;
  • немедленно, если речь идёт о взыскании алиментов, выплатах работнику, восстановлении в прежней должности или об участии гражданина — объекта постановления в референдуме или выборах, в роли избирателя.

Ответственность, административная или уголовная, за неисполнение постановления суда предусматривается статьёй 113 Федерального закона, принятого 2 октября 2007 года с последними правками от апреля 2018 года, «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ.

Кроме того, в отношении лица, пренебрегающего возникшими у него обязанностями, может быть приведена в действие система принудительного исполнения, на основании статей того же закона.

Административная ответственность

В согласии с духом Кодекса об административных правонарушениях России административная ответственность за игнорирование или препятствие исполнению судебного решения может наступать только по гражданскому делу, как для простых граждан, так и для должностных лиц.

В частности, статьями 17.14 и 17.15, положения которых касаются исполнительного производства, определены следующие меры наказания для нарушителей:

  1. Для гражданина, являющегося в соответствии с постановлением суда должником по делу имущественного характера (пункт 1 статьи 17.14), — административный штраф, размер которого может составлять от 1000 до 2500 рублей, в зависимости от степени вины. Составом правонарушения являются игнорирование предписаний и требований приставов, введение в заблуждение относительно располагаемого должником имущества, непредставление информации о смене места трудоустройства, об увольнении с работы или о перемене места проживания.
  2. Для гражданина, не являющегося должником, но имеющего отношение к делу имущественного характера (пункт 3 статьи 17.14), — административный штраф, составляющий от 2000 до 2500 рублей, в зависимости от определённой судом степени вины. Состав правонарушения — тот же, но в отношении должника.
  3. Для гражданина, признанного должником по делу неимущественного характера (пункты 1 и 2 статьи 17.15), — административный штраф, равный 1000–2500 рублям, а за повторное правонарушение — административный штраф в размере 2000–2500 рублей.

Параллельно с административным взысканием на провинившегося могут быть наложены и другие взыскания, определяемые другими кодексами: Арбитражным процессуальным, Трудовым и прочими.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса на физическое лицо, игнорирующее предписания соответствующей судебной инстанции, может быть наложен дополнительный штраф. Его размер определяется пунктом 1 статьи 119 того же документа и в настоящее время не может превышать 2500 рублей.

Уголовная ответственность

В ряде случаев для физического лица, не желающего исполнять решение суда, может наступить и уголовная ответственность.

К примеру, за несоблюдение установленных судом ограничений, включая административный надзор, виновному в соответствии со статьёй 314.1 Уголовного кодекса России грозят:

  1. За впервые совершённое преступление:
  • обязательные или исправительные работы в течение 180–240 часов или до 24 месяцев соответственно;
  • тюремное заключение на протяжении до 12 месяцев.
  1. За неоднократные нарушения:
  • штраф до 60000 рублей или в размере официального дохода виновного за период до полугода;
  • обязательные, исправительные или принудительные работы в течение 100–180 часов или до 12 месяцев соответственно;
  • арест продолжительностью до полугода;
  • тюремное заключение протяжённостью до 12 месяцев.

Физическому лицу, являющемуся государственным или муниципальным служащим, за неисполнение судебного постановления придётся, как следует из статьи 315 того же документа:

  • выплатить штраф в сумме до 200000 рублей или до полуторагодового официального дохода;
  • расстаться с правом занимать некоторые должности или заниматься предусмотренными видами деятельности в течение 60 месяцев;
  • отбывать обязательные или принудительные работы продолжительностью до 480 часов или до 24 месяцев;
  • арест или тюремное заключение — до полугода или до 24 месяцев соответственно.

Предусмотрено уголовное наказание и для гражданина, злостно уклоняющегося от исполнения взятых на себя обязательств по кредиту.

В соответствии со статьёй 177 Уголовного кодекса, наказанием для неплательщика могут быть:

  • штраф, размер которого составляет до 200 тысяч рублей или до полуторагодового официального дохода виновного;
  • обязательные или принудительные работы протяжённостью до 480 часов или до 24 месяцев соответственно;
  • арест продолжительностью до полугода;
  • тюремное заключение на период до 24 месяцев.

Хотя законодательство не даёт определения злостного уклонения, представление об условиях его признания можно составить на основании судебной практики.

К таким условиям относятся:

  • отсутствие действий по исправлению сложившейся ситуации;
  • намеренное препятствованию осуществлению правосудия;
  • неисполнение постановления при наличии всех требуемых для того условий;
  • игнорирование ранее поступавших извещений о возможном наступлении административной или уголовной ответственности.

Даже при наличии всех перечисленных факторов гражданин может ходатайствовать о пересмотре или прекращении дела, приводя убедительные доводы, а впоследствии — обжаловать приговор в суде высшей инстанции.

Главное — не отказываться от попыток восстановить справедливость и не затягивать со сроками подачи заявления или апелляции: чем больше пройдёт времени, тем сложнее будет ответчику или осуждённому доказать свою правоту.

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/grazhdanskoe-pravo/neispolnenie-reshenija-suda-fizicheskim-licom/.html

Неисполнение судебного решения физическим лицом

Часто кнам обращаются с вопросом как быть, если:

  • Получили решение суда, а должник спрятал имущество?
  • Чиновник нарушил закон, а теперь не исполняет решение суда?
  • Суд прошел без ответчика, и теперь надо спасти имущество?

С развитием судебной системы в России нам всё чаще приходится сталкиваться с проблемой исполнения / неисполнения решения суда, и все чаще вопрос о привлечении должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности или за неисполнение решения суда.

При этом с одной стороны, есть взыскатели, которые путем привлечения должников к уголовной ответственности пытаются взыскать долг, а с другой стороны, есть должники, интересы которых прямо противоположные интересам взыскателей.

Как в одном, так и в другом случае для успешной защиты своих интересов, конфликтующим сторонам необходимо не только ориентироваться в законодательстве об исполнительном производстве, но и разбираться в основах уголовного судопроизводства.

Источник: https://lawsymphony.com/otvetstvennost-za-neispolnenie-resheniya-suda-fizicheskim-litsom/

Ответственность пристава за неисполнение судебного решения

Неисполнение решения суда приставом исполнителем

Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

1.

За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление.

2. Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

3.

При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Неисполнение требований судебных приставов. Ответственность

При выполнении требований судебного пристава помните, что выполнять вам необходимо только законные требования, требования предусмотренные законом направлены на предотвращение возможных злоупотреблений своими полномочиями судебных приставов.

Но при этом помните, что все законные требования судебного пристава исполнителя, которые направлены на правильное и своевременное исполнение судебных и прочих актов, предполагают беспрекословное выполнение лицами в чей адрес направлены требования и подлежат выполнению на всей территории РФ, так что если требования пристава вполне законны, то лучше их выполнить, ведь любая попытка с вашей стороны помешать работе должностного лица, будет иметь для вас очень неприятные последствия, а какие именно рассказано ниже.

Последствия неисполнения законных требований судебного пристава

Если вы отказываетесь выполнять законное требование судебного пристава исполнителя, то он со своей стороны имеет полное право наложить на вас административный штраф (согласно Кодексу Об Административных Правонарушениях, в размере который предусмотрен кодексом), это касается физических лиц, должностных и юридических лиц. Если требования приставов не выполняет банк, или прочая кредитная организация, то судебный пристав имеет полное право обратиться в арбитражный суд с заявлением с требованием привлечь виновное лицо к административной ответственности. Данный вид наказания предусмотрен статьями 113 и 114 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Также вы понесете ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебных приставов, данную ответственность предусматривает Кодекс Об Административных Правонарушениях.

Если вы препятствуете законной деятельности судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей, то вы понесете ответственность по статье 17.8 КОАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей на физических лиц и от 2000 до 3000 рублей на должностных лиц.

Если должник нарушил законодательство об исполнительном производстве и сообщил судебному приставу недостоверные сведения о правах на имущество, также не сообщил об увольнении с работы или о смене места работы, учебы, о смене места получения пенсии или прочих доходов, также если не сообщил о новом месте жительства, то данные действия считаются нарушениями и ответственность возлагается по части 1 статьи 17.14 КОАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если должник не выполняет требований неимущественного характера содержащихся в исполнительном документе в срок который устанавливает судебный пристав, после того как пристав вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КОАП в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если судебный пристав наложил на вас административный штраф за невыполнение его законных требований и установил новый срок для их выполнения тех же законных требований и вы вновь их не исполнили в срок, то данное нарушение наказывается административным штрафом по части 2 статьи 17.15 КОАП РФ в размере от 2000 до 2500 рублей для физических лиц, от 15000 до 20000 рублей для должностных лиц и от 50000 до 70000 рублей для юридических лиц.

Если исполнение судебного акта возложено на представителя власти или государственного служащего, либо муниципального служащего также на служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или другой организации, то судебный пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства имеет право предупредить указанных лиц о привлечении их к уголовной ответственности, которая предусмотрена статьей 315 УК РФ, а именно за воспрепятствование его исполнению, согласно пункту 18 статьи 30 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Если должник злостно уклоняется от уплаты средств (наложенной на него по решению суда) для содержания детей не достигших совершеннолетия и достигших возраста 18 лет но нетрудоспособных, то он привлекается к ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ которая влечет наказание в виде исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, арестом на срок до 3 месяцев, также могут лишить свободы на срок до 1 года. Также если взрослые трудоспособные дети уклоняются от наложенных на них по решению суда выплат на содержание нетрудоспособных родителей несет то же самое наказание по части 2 статьи 157 УК РФ.

Если осужденному в качестве основной меры наказания был назначен штраф и он уклоняется от его оплаты, то судебный пристав имеет полное право по истечении 10 дней и не позднее 30 дней с даты истечения последнего срока уплаты штрафа, имеет полное право направить в суд представление с требованием заменить вид наказания по части 5 статьи 46 УК РФ, наказание в таком случае не может быть заменено на условное.

Выполнять или нет требования судебных приставов это право каждого, но теперь когда вы знаете какая ответственность на вас ляжет можно задуматься и сделать выводы, конечно редко когда доходит до уголовной ответственности, но на грех и вилы стреляют, поэтому от закона лучше не бегать, да и далеко все равно не убежишь, поэтому соблюдайте и знайте законы и ваши права. А я желаю вам удачи.

Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

1.

За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление.

3.

При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Статья 315 УК РФ предусматривает ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению

Так, 30 октября 2008 г. мировой судья судебного участка № 1 Аромашевского района Тюменской области вынес обвинительный приговор в отношении Н, который обвинялся в совершении преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ, то есть в злостном неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Н., являясь руководителем коммерческой организации, злостно не исполнял вступившее в законную силу решение суда при следующих обстоятельствах.

3 июня 2008 года в коммерческую организацию, возглавляемую Н., поступило на исполнение постановление судебного пристава-исполнителя Управления ФССП России Тюменской области об удержании с водителя данной коммерческой организации алиментов на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно.

Несмотря на реальную возможность исполнить решение суда, Н. уклонялся от его исполнения. В результате задолженность по выплате алиментов взыскателю за три месяца составила 6 270 рублей.

По данному факту судебным приставом-исполнителем был составлен рапорт об обнаружении в действиях Н. признаков состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ.

По данному рапорту дознавателем УФССП России по Тюменской области в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проведена проверка, по результатам которой в отношении Н. возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ. После проведенного предварительного расследования, материалы направлены для рассмотрения в суд.

30 октября 2008 года суд признал Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Время создания/изменения документа: 07 июня 2013 09:19 / 26 декабря 2016 13:04

Сколько раз приставы могут штрафовать за неисполнение решения суда

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Сколько раз приставы могут штрафовать за неисполнение решения суда?».

Сколько раз пристав может штрафовать за неисполнение решения суда?

Устанавливает срок 10 дней, решение суда за это время исполнить невозможно, он штрафует на 2000 руб и устанавливает новый срок (10 дней). Решение суда снова не успеваем исполнить и снова — новый штраф 2000 руб (административная ответственность за неисполнение решения суда). И так — уже три раза. Новый срок, новый штраф. Законно ли это?

[2]

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Здравствуйте! Судебный пристав действует законно на основании ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и КоАП РФ.

На какую сумму могут оштрафовать за неисполнение требования судебного пристава?

на сколько могут оштрафовать за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя. дело в том, что должник должен установить по судебному решению суда забор и не выполняет.

Ответы юристов (2)

во-первых может быть взыскан исполнительский сбор в размере не меньше 1000 рублей,.

в соответствии с ч. 1 ст. 1715. КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

да, примерно так.

В той или иной мере санкции за неисполнение решения суда предусмотрены многими профильными законодательными актами. Ответственность за невыполнение судебных указаний прописана в Арбитражном процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.

Так, ст. 17.14 предусматривает ответственность за нарушение законодательных требований об исполнительном производстве, а ст. 17.15 — наказание за невыполнение неимущественных требований по исполнительному листу.

КоАП РФ Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

(введена Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

Источник: https://cesexpo.ru/otvetstvennost-pristava-za-neispolnenie-sudebnogo-resheniya/

Принудительная реализация права на жилое помещение

Неисполнение решения суда приставом исполнителем

Ежегодно наблюдается динамика по увеличению количества исполнительных производств об обязании должников предоставить гражданам жилые помещения.

Можно было бы предположить, что такой существенный рост количества исполнительных производств обусловлен повышением юридической грамотности граждан, все чаще обращающихся за защитой своего права на жилище в органы судебной власти. Однако есть и другие причины.

Дело не только в приставах

Если бы со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые непосредственно возложены функции по обеспечению граждан жилыми помещениями, реализация закрепленного в законе права на жилище осуществлялась надлежащим образом, то даже самый юридически грамотный гражданин не обращался бы к судебной защите своего права, поскольку в этом не было бы никакой нужды.

Таким образом, причиной существенного увеличения исполнительных производств данной категории является именно отсутствие надлежащей реализации права (реализации, не требующей участия органов судебной власти и органов принудительного исполнения) граждан на жилище со стороны ответственных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Практика принудительного обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, что связано, с одной стороны, с большей концентрацией граждан, имеющих в силу своего социального положения право на обеспечение жилым помещением (детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и т. д.), а с другой – с отсутствием необходимого государственного (муниципального) жилищного фонда, за счет которого возможно было бы исполнить судебные решения.

Например, общая площадь всего жилищного фонда г. Волгограда составляет 21 448,40 тыс. кв. м, из которого приватизировано 86,2%, в государственной собственности находится 1,2%, в муниципальной собственности – 12,6%.

При этомс учетом продления сроков бесплатной приватизации жилья, по данным Комитета по жилищной политике администрации г. Волгограда, прогнозируемое уменьшение объема муниципального жилищного фонда в ближайшее время дойдет до 3,5%.

Только в г. Волгограде в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учете числится 11 895 семей, из которых 9810 принято на учет до 01.03.2005.

Средний период ожидания получения социального жилья здесь составляет 25 лет, притом что семья, находящаяся первой в общем едином списке очередников, состоит на учете нуждающихся 44 года.

Основной причиной сложившейся проблемы, как уже было обозначено, является отсутствие необходимого количества муниципального жилья, способного обеспечить реализацию жилищных прав граждан.

Это обусловлено тем, что муниципальный жилищный фонд пополняется незначительно, в основном за счет освобождения жилых помещений вторичного жилищного фонда.

Как следствие, количество очередников с каждым годом увеличивается из-за отсутствия возможности органов местного самоуправления обеспечить их жильем.

Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает.

Объем исполненных судебных решений, предъявляемых для принудительного исполнения, за последние семь лет не достигает и 30%.

При исполнении указанных судебных решений судебные приставы-исполнители сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих, а порой делающих невозможным фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Недостаточность правового регулирования

Исполнительные производства о предоставлении гражданам жилых помещений являются наиболее сложными с точки зрения процедуры принудительного исполнения, обусловленной необходимостью обеспечения баланса мер принудительного исполнения с регламентированной жилищным законодательством процедурой перераспределения жилого фонда.

Сложности исполнения прежде всего связаны с ненадлежащим правовым регулированием процедуры принудительного исполнения предоставления гражданам жилья, а также с организацией перераспределения материальных ресурсов между бюджетами различных уровней при исполнении данных исполнительных документов.

Проблемы правового регулирования обусловлены отсутствием до настоящего времени четкого, урегулированного федеральным законодательством механизма принудительного исполнения исполнительных документов данной категории, учитывающего его специфику.

Глава 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующая порядок исполнения исполнительных документов неимущественного характера, содержит общие нормы (ст.

105), распространяющиеся на все категории исполнительных документов неимущественного характера, и специальные нормы, определяющие особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера отдельных категорий (ст. 106–109.

3), а именно: о восстановлении на работе, вселении взыскателя, выселении должника, об административном приостановлении деятельности и т. д.

Специальных норм, определяющих особенности исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений, в законодательстве нет.

Нормативное регулирование порядка принудительного исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений ограничено положениями общей нормы, содержащейся в ст. 105 Закона № 229-ФЗ, анализ которой показывает, что меры принуждения предусмотрены лишь санкциями в виде исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ) и административных штрафов (ст. 17.15 КоАП РФ).

Таким образом, весь механизм принудительного исполнения сводится к тому, что после возбуждения исполнительного производства и по истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор и устанавливает новый срок для исполнения. Если во вновь установленный срок требования исполнительного документа не удовлетворены, то применяются административные санкции по ст. 17.15 КоАП РФ; затем устанавливается очередной новый срок и т. д.

Но даже и этот механизм (если взглянуть на сущность явления, на субъекта, участвующего в качестве лица, в пользу которого поступают финансовые санкции, и в качестве лица, уплачивающего денежные средства) фактически не является механизмом принуждения по существу.

В подавляющем большинстве случаев должником по данной категории исполнительных производств являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Но они действуют не сами по себе, а от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – в общем, публично-правового образования, полностью (в том числе и в части уплаты финансовых санкций) финансируемого из бюджета.

Административный штраф, налагаемый за совершение правонарушения (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ), как и исполнительский сбор (ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ), подлежат уплате в соответствующий бюджет.

Следовательно, если Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования свести к единому субъекту права – публично-правовому образованию (каковыми они и являются), то механизм принудительного взыскания исполнительского сбора и административных штрафов представляет собой следующую процедуру.

Один и тот же субъект – публично-правовое образование через свой орган, федеральный орган исполнительной власти (ФССП России) налагает исполнительский сбор (административный штраф) на себя же – публично-правовое образование, действующее через соответствующий орган власти, являющийся должником по исполнительному документу.Словом, сумма исполнительского сбора или административного штрафа в качестве уплаты наложенной финансовой санкции переходит из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

Дальнейшее же перемещение денежных средств между бюджетами, в том числе обратно в бюджет нижестоящего уровня, из которого данные средства были изъяты, осуществляется через такие механизмы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, как межбюджетные трансферты, бюджетные субсидии, дотации и т. д.

Но если рассматривать все межбюджетные правоотношения через призму консолидированного бюджета как свода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ), то даже и такого перемещения не происходит: денежные средства как были в составе соответствующего консолидированного бюджета, так в нем и остаются.

Применение данных финансовых санкций не побуждает, а, напротив, затрудняет исполнение вступившего в законную силу судебного акта, поскольку фактически представляют собой дополнительную нагрузку на бюджет соответствующего уровня. В результате и без того дотационный региональный или муниципальный бюджет теряет денежные средства, которые можно было направить на приобретение жилого помещения для исполнения судебного акта.

Так, в 2016 году, по данным Комитета строительства Волгоградской области (органа, ответственного за предоставление жилья детям-сиротам на территории Волгоградской области), на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в бюджете области было предусмотрено 171,9 млн руб.

За неисполнение этих же судебных решений в отношении указанного государственного органа судебными приставами-исполнителями в 2016 году было вынесено 697 постановлений о наложении административных штрафов по ст. 17.15 КоАП РФ на сумму 34,8 млн руб., что составляет 20,24% от объема финансирования на данные мероприятия.

При этом из 454 судебных решений, по которым должником выступал данный государственный орган, в 2016 году было исполнено лишь 63 судебных акта.

Объективная в большинстве случаев невозможность исполнения решений суда в установленные сроки (ввиду отсутствия необходимого жилищного фонда, а также в бюджете денежных средств на приобретение жилья) вызывает затруднения в привлечении руководителей-должников к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Данный фактор нивелирует злостность неисполнения вступившего в законную силу судебного решения, являющегося обязательным признаком состава преступления согласно ст. 315 УК РФ.

Иных мер воздействия по данной категории исполнительных производств на должника законодательством судебному приставу не предоставлено.

Представляется, что по данной категории исполнительных документов (должники по которым финансируются из соответствующего бюджета) необходимо ввести специальный порядок принудительного исполнения, включающий в себя прежде всего меры воздействия на личность руководителя соответствующего государственного (муниципального) органа.

Например, предусмотреть механизм непосредственной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и государственной власти за неисполнение судебного решения с возможностью применения непосредственно судебным приставом-исполнителем санкций как финансового, так и нефинансового характера, связанных с возможностью решения вопроса дальнейшего нахождения в должности соответствующего лица.

Подобный механизм по освобождению ответственного должностного лица органа местного самоуправления за неисполнение судебного акта в настоящее время предусмотрен в ст. 74, 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и даже имеет определенное практическое применение.

Так, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам и в Центральном районном отделе судебных приставов г.

Волгограда УФССП России по Волгоградской области находились исполнительные производства об обязании администрации г. Волгограда предоставить жилые помещения гражданам.

Несмотря на принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительных документах, должником не исполнены.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/341861/

Неисполнение решения суда: ответственность, порядок привлечения | Правоведус

Неисполнение решения суда приставом исполнителем

В большом числе случаев государственную защиту прав и интересов физических и юридических лиц обеспечивает решение суда, вынесенное по конкретному делу. Судебный акт, вступивший в силу, является обязательным для его исполнения и влечет определенную ответственность при нарушении предписания.

Неисполнение судебных решений: основные положения

Судебные решения есть одна из форм судебных постановлений, которое при вступлении в законную силу:

  • является обязательным для всех граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений;
  • подлежит безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного акта проявляется в определенных формах:

  • в невыполнении действий, непосредственно направленных на исполнение решения, например, игнорирование требований, выплатить компенсацию пострадавшему и другое;
  • выполнение действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного акта, например, запрет руководителя отдела кадров восстановить на работу сотрудника уволенного незаконно и другое.

Решение суда должно быть исполнено:

  1. сразу, как только судебное решение вступило в законную силу;
  2. сразу после вынесения решения, если оно касается:
    • выплаты заработной платы работнику в продолжение 3 месяцев;
    • выплаты алиментов;
    • восстановления на работу;
    • внесение гражданина РФ в перечень избирателей или участников референдума.

В случае, когда не происходит добровольное исполнение решения суда, задействуются системы принудительного исполнения. За нарушение положений закона об исполнительном производстве лицо может быть привлечено к ответственности.

Административная ответственность за неисполнение решения суда

Судебные акты по административным делам приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

При этом, административную ответственность за нарушение требований законодательства об исполнительном производстве и за неисполнение судебного решения устанавливает КоАП РФ. Данный вид ответственности предусмотрен для физических лиц, организаций и должностных лиц.

Как правило, мера наказания выражена в форме административного штрафа:

  • для должника по делу при:
    1. игнорировании требований судебного пристава-исполнителя;
    2. не предоставлении сведений об увольнении с последнего места работы;
    3. предоставлении недостоверных сведений о правах на имущество;
    4. не предоставлении сведений о смене адреса проживания, работы или учебы, получении пенсионных выплат или иных доходов

– влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 35000 до 100 000 рублей. (п. 1 ст. 17.14 КоАП РФ);

  • для лиц, которые не являются должниками по делу при:
    1. игнорировании требования судебных приставов-исполнителей;
    2. отказе получить конфискованное имущество;
    3. утрате исполнительной документации или несвоевременном ее отправлении;
    4. предоставлении недостоверных данных о наличии у должника имущества;
    5. не выполнении требований исполнительных документов;

– влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Пункт 2 статьи 17.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ отдельно рассматривает штрафы для кредитных организаций, а п. 2.1. этой же статьи – для юридических лиц эмитентов ценных бумаг и профессиональных участников рынка. Статья 17.

15 КоАП РФ устанавливает возможность взыскания штрафа в определенном размере за невыполнение предписаний исполнительных документов неимущественного характера с физических лиц и организаций, а также должностных лиц.

Сумма такого штрафа определяется с учетом конкретного этапа исполнительного производства.

Порядок привлечения к административной ответственности

Строго утвержденного регламента, который бы регулировал добровольное исполнение предписаний, содержащихся в тексте решения суда, не существует. Как правило, юридическая ответственность для лиц за неисполнение судебного решения наступает в период после установления факта невыполнения ими предписаний, содержащихся в исполнительном производстве. Проходит это в следующей очередности:

  1. судебный пристав-исполнитель после получения исполнительного листа из суда или от взыскателя, на основании которого возбуждается исполнительное производство;
  2. при невыполнении должником предписания исполнительных документов судебный пристав устанавливает новый срок исполнения предписаний для данного лица и формирует постановление о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебного решения влечет наложение на нарушителя имущественной ответственности;
  3. при невыполнении должником требований исполнительного документа в новый срок без уважительных причин судебный пристав оформляет протокол об административном правонарушении.

Помимо административной ответственности, нарушение норм исполнительного производства предусматривает уголовную ответственность или иные виды ответственности, регламентированные действующими отраслевыми законодательствами.

Например, статья 332 АПК РФ устанавливает наказание для граждан юридических и должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления за неисполненное решение арбитражного суда в виде наложения судебного штрафа.

Уголовная ответственность за неисполнение решения суда

При неисполнении судебного решения может быть назначено наказание, предусмотренное уголовным законодательством. Согласно статье 315 Уголовного кодекса РФ, к ответственности могут быть привлечены:

  • служащие коммерческих и других организаций;
  • государственные служащие и служащие государственных учреждений;
  • представители властных структур;
  • служащие муниципальных учреждений.

Важно! Не каждое неисполнение решения суда для указанных лиц может быть расценено, как уголовное преступление, поскольку при квалификации данного деяния важным фактором является установление его злостного характера.

Статья 315 УК РФ предусматривает следующие меры наказания:

  1. штраф – максимальная сумма 200 000 рублей либо соответствующая размеру зарплаты виновного или иного дохода в период до 18 месяцев;
  2. невозможность занимать конкретную должность или осуществлять определенный вид деятельности сроком до 5 лет;
  3. обязательные работы – до 480 часов;
  4. принудительные работы – до 2-х лет;
  5. арест – до 6-ти месяцев;
  6. лишение свободы сроком до 2-х лет.

Кроме указанного, УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение судебного решения в виде злостного уклонения родителя от выплаты алиментов на детей, не достигших возраста совершеннолетия или уклонения от выплат со стороны трудоспособных детей своим родителям.

Физические лица или руководитель компании, обязанные по решению суда погасить свою кредиторскую задолженность, в случае злостного неисполнения этого решения суда, могут быть наказаны штрафом, принудительными или обязательными работами, арестом или лишением свободы – статья 177 УК РФ.

Злостное неисполнение судебного решения

Стоит сразу отметить, что действующее российское законодательство в своем содержании не имеет четкой расшифровки такого термина, как «злостность», однако уже сложившаяся судебная практика позволяет установить злостное неисполнение решения суда при наличии следующих факторов, так:

  • по кассационному определению Магаданского Областного суда от 15.02.2012 г. – «лицо умышленно не предпринимало реальных действий либо препятствовало выполнению реальных действий в течении установленного срока на исполнение судебного акта»;

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/neispolnenie-resheniya-suda/

Государство и Право
Добавить комментарий